A A A Выкл/Вкл изображения ФОН ВЕРНУТЬ КАК БЫЛО

Для слабовидящих

 Литературный Павловский Посад

Павловский Посад находится на востоке Московской области. Он расположен на реках Вохна и Клязьма в 68 км от Москвы, по Нижегородской железной дороге. История местности, где расположен Павловский Посад, насчитывает тысячелетия. Археологические раскопки свидетельствуют, что на берегах рек Клязьмы и Вохны находились стоянки первобытных людей каменного века. Первое письменное упоминание о местности с древним названием Вохна значится в духовном завещании Великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты в 1339 г.

Малоплодородные земли и неблагоприятные условия для сельскохозяйственного труда способствовали развитию в этой местности промыслов и торговли. К началу XIX века основными занятиями жителей были шелкоткачество и набивка рисунка по шерстяным и хлопчатобумажным тканям и платкам.

Посад с общим названием «Павловский» был основан по Указу императора Николая I в 1844 г. из села Вохны (Павлово) и четырех смежных деревень: Захарово, Усово, Меленки и Дуброво. Предприимчивость местных купцов и талант жителей прославили Павловский Посад на весь мир: набивные платки и шали, входят в золотой фонд декоративно-прикладного искусства России. В 1861 году через город пролегла железная дорога на Нижний Новгород, соединив его удобными путями с Москвой и Владимиром. Данный факт оказал значительное влияние на развитие местной текстильной промышленности и купеческой торговли. Постепенно город, его купцы и обыватели становились известными не только в уездном центре - городе Богородске, но и в двух столицах - Москве и Санкт-Петербурге.

Купцы Павловского Посада торговали с Востоком по “шелковому пути” и с западными странами. Продукция  крупных мануфактур Лабзина и Грязнова, Абрамова, Соколикова и Заглодина стала известна в России и за рубежом. Фабриканты открывали Торговые дома в крупных городах России. Шелковые и парчовые ткани, платки и шали с набивным рисунком завоевывали призы и медали на Международных выставках в Париже, Лондоне, Брюсселе и Мюнхене.

К началу XX века Павловский Посад сложился как типичный русский купеческий город с традиционной застройкой. Текстильная промышленность определила облик города. Добротные каменные купеческие  дома с мезонинами,  красивые резные наличники деревянных домов и сегодня создают атмосферу старинного русского города. Вокруг каждой мануфактуры - слобода с фабричными зданиями, больницей, школой, жильем для специалистов и рабочих. В центре города - главная  торговая площадь с рядами лавок и магазинов, жилыми домами купцов, гостиными дворами и трактирами. Купцы и фабриканты делали большие вклады в строительство и убранство храмов, были попечителями школ и больниц, организовывали клубы для занятий спортом и театральные кружки.

 

Экспозиция «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД» посвящена писателям и их произведениям, в которых рассказывается о Павловском Посаде, а главными героями стали жители города и окрестных деревень. В центре нашего внимания три известных в истории и культуре России имени:

  •  Николай Иванович Пастухов (1831–1911гг.) - российский предприниматель, издатель, основатель газеты «Московский листок»;
  •  Сергей Николаевич Сергеев -  Ценский (1875 -  1958 гг.) - выдающийся  русский советский писатель;
  •  Олег Григорьевич Чухонцев  (род. 8 марта 1938 г.) - российский поэт.

В творчестве этих авторов можно найти произведения, посвящённые Павловскому Посаду. Но в одних – город предстаёт захолустной глухой провинцией (у Н.И. Пастухова и С.Н. Сергеева – Ценского), а в других (у Олега Чухонцева) – тихим, уютным «деревянным отечеством».

Среди материалов выставки – фотографии, архивные документы, письма, журнальные и газетные статьи, иллюстрации, книги, которые повествуют об интересных фактах жизни и творчества писателей, а также о быте и бытовании посадских обывателей. Старые  фотографии, представленные в экспозиции, расскажут о том, как выглядел наш город в начале, середине и конце  ХХ в.

 

Открывает экспозицию раздел, посвящённый Н.И. Пастухову.

Николай Иванович Пастухов родился в 1831 году в Смоленской  губернии в мещанской семье. Рано оставив учёбу, он работал разъездным контролёром и поверенным по винным откупам. В 25-летнем возрасте уехал в Москву, где, скопив денег, открыл пивную лавку на Арбатской площади. К числу завсегдатаев заведения относились будущий адвокат Плевако и его однокурсники. Их разговоры стали основой для самообразования Пастухова: он начал читать те книги, что обсуждали студенты, и писать заметки для «Современных известий» и «Петербургского листка». Сотрудничая с газетами, Н.И. Пастухов постепенно приобретает опыт  репортера и беллетриста.

В 1880 г. начинающий репортёр приезжает в Павловский Посад, тогда заштатный город Московской губернии. Под впечатлением от увиденного он пишет бытовой очерк «Лабзинский посад».

Это  довольно яркий и колоритный калейдоскоп зарисовок, картинок и сценок из жизни павловских обывателей в период расцвета предпринимательского дела и личной славы достойного и типичного представителя своего класса и фамильной династии – крупнейшего местного купца и фабриканта Якова Ивановича Лабзина (1827 – 1891). В очерке его фамилия, как и некоторые детали реальных событий и фактов (видимо, в силу законов художественного жанра), автором изменены.

В 1881 году Николай Иванович Пастухов загорелся идеей  (подсказанной ему Плевако) выпускать первую газету специально для простонародья, чтобы её читали дворники, извозчики, прислуга, деревенские мужики. Для этого он сделал её попроще и печатал на дешевой бумаге.

Газета получила название «Московский листок». На страницах газеты Пастухов публиковал сплетни, скандальные истории, но успех её обеспечивали репортажи и фельетоны. Репортерские заметки, помещенные в рубриках «По улицам и переулкам», «Советы и ответы», «По городам и сёлам», рассказывали о происшествиях в Москве и Московской губернии.

На рубеже XIX – XX веков «Московский листок» становится одной из самых популярных газет в России. Тиражи исчислялись десятками тысяч, а читательская аудитория охватывала всю страну.

В 1882 г. на страницах «Московского листка» Пастухов начал  печатать собственный  роман «Разбойник Чуркин». В основу романа легли материалы уголовного дела с протоколами и перепиской о банде атамана Чуркина, недавно орудовавшей в Подмосковье. Для сбора материала о разбойнике издатель отправил лучшего репортёра русской журналистики Владимира Алексеевича Гиляровского.

Василий Чуркин был уроженцем востока Подмосковья и происходил из деревни Барская (ныне Орехово–Зуевский район). Гиляровский побывал в Куровском, Запонорье, Павловском Посаде, Ильинском погосте, Гуслицком монастыре, везде, где жил и действовал Чуркин. Общался с теми, кто знал Василия Чуркина – трактирщиками, крестьянами, с супругой атамана Ариной Ефимовной. Выяснилось, что шайка в 1870-е гг. действовала на огромной территории от Москвы до Владимира. Чаще всего разбойники промышляли на Носовихинском тракте и на знаменитой Владимирской дороге, устраивая здесь «лежбища» и засады.

Вернувшись из поездки Гиляровский представил редактору собранные свидетельства, но Пастухов отбросив многие факты начал создавать свой литературный образ разбойника Чуркина. По мере развития сюжета основной персонаж произведения все больше приобретал черты народного героя и завоёвывал читательскую аудиторию. Это стало причиной недовольства московского генерал – губернатора Владимира Долгорукова, который пригрозил Пастухову закрыть газету в случае продолжения публикации романа. Так деяниям  разбойника пришёл конец.

 Популярность газеты сделала Николая Пастухова заметной фигурой в жизни Москвы. Среди наград, которых удостоен Н.И. Пастухов, ордена Святого Святослава III и II степеней; ордена Святой Анны III и II степеней; болгарский орден «За гражданские заслуги», III сербский орден святого Саввы, корреспондентские коронационные знаки.

 

Второй раздел экспозиции посвящен выдающемуся русскому советскому писателю С.Н. Сергееву-Ценскому.

Сергей Николаевич Сергеев-Ценский родился 18 (30) сентября 1875 года в селе Бабино Тамбовского уезда и той же губернии (ныне село Преображенье Рассказовского района Тамбовской области), в семье учителя. В 1892 году в «Тамбовских губернских ведомостях» был опубликован его первый прозаический опыт «Кочетовская плотина». В это время он прибавляет к своей фамилии псевдоним Ценский, который взят писателем от названия реки Цны, на берегах которой прошло его детство.

Свою литературную деятельность Сергеев-Ценский начал как поэт, выпустив в 1901 году сборник стихотворений «Думы и грезы». В 1902 году Сергеев-Ценский преподает математику в четырехклассном училище в провинциальном городе Павловский Посад.  В 1903 году в журнале «Русская мысль» появился его рассказ «Тундра», сделавший  имя молодого писателя известным в литературных кругах.

Литературоведы в своих исследованиях уделили значительное внимание павлово-посадскому периоду жизни Сергеева-Ценского. В рассказах «Погост» и «Колокольчик», которые критики признали достаточно зрелыми, писатель рисует картины ущербного существования одиноких слабых людей. Рассказ «Медуза» автобиографичен. Он написан под впечатлением работы в городском училище. В нем заключена острая социальная сатира на порядки, господствующие в системе школьного образования. В основе сюжета конфликт между инспектором городского училища Кирилловым, по прозвищу «Медуза», рутинера, интригана, доносчика и молодым учителем-новатором Данковым, в котором писатель изобразил себя.

В 1904 году Сергеева-Ценского призывают в армию, после окончания русско-японской войны он увольняется в запас, а в 1905 году уходит в отставку с учительской службы в чине коллежского асессора. В 1906 году Сергеев-Ценский покупает участок земли в Алуште. С этого времени литература становится его главным делом. В 1907 году вышел, принесший ему мировую известность, роман «Бабаев».

Главным произведением Сергеева-Ценского является многотомная эпопея «Преображение России», в которую вошли двенадцать романов, три повести и два этюда, созданные на протяжении сорока пяти лет. В ней широко показана жизнь дореволюционного русского общества, события первой мировой войны 1914-1918 гг. и февральская революция 1917 г.

В 1943 году писатель получил степень доктора филологических наук за произведения о русских классиках и был избран действительным членом Академии наук СССР. Сергеев-Ценский имел правительственные награды. В день 80-летия 30 сентября 1955 г. был награжден орденом Ленина. Умер 3 декабря 1958 года. Похоронен в Алуште на территории своего дома - музея.

 

Заключительный раздел экспозиции посвящен нашему земляку, известному российскому поэту Олегу Чухонцеву.

Олег Григорьевич Чухонцев родился 8 марта 1938 года в городе Павловский Посад Московской области. Писать стихи начал ещё в школе. В 1962-м окончил филологический факультет Московского областного педагогического института. Обосновавшись в Москве, он не утратил постоянных связей с отчим домом: «Деревянное отечество» Чухонцева — подмосковный городок, прочными нитями связанный с российской историей, кормящийся столько же от фабричного ткачества, сколько от земли, стал для поэта той «почвой», которая в сочетании с широкой культурой, приобретённой «интеллигентом в первом поколенье», во многом определила характер творчества поэта», – отмечает в своей статье литературный критик И. Роднянская.

 Чухонцев начал печататься с 1958 года,  но книги его стихов, попавшие под запрет официальной критики, пролежали в центральных издательствах более десяти лет. Невозможность публикации собственных стихов побудила поэта к активной переводческой деятельности. Он переводит стихи таких поэтов, как: К. Кулиев, П. Севак, О. Вацетис, в том числе чешских, венгерских, хорватских поэтов, а так же из европейской классики, американской поэзии.

С выходом книги стихов «Из трёх тетрадей» (М., 1976), рукопись которой пролежала в издательстве «Советский писатель» с 1961 года, поэт возвращается в видимую зону подцензурной поэзии.

Начиная с первых откликов, критика неизменно подчёркивала связь Чухонцева с магистральными традициями русской поэзии. Чухонцев во многом следует установкам "тихой" лирики, однако избегает чистого пейзажа. Его лирический герой - житель маленького городка, занимающего промежуточное положение между городом и деревней. Речевой строй лирики Чухонцева демократичен, материален, изобилует подробностями повседневной жизни.

Стихи Олега Чухонцева переведены на многие языки мира. Он - лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993) и Пушкинской премии России (2003), премии фонда Альфреда Тёпфера (Германия, 1999), поэтической премии «Anthologia», большой премии «Триумф», большой премии им. Бориса Пастернака и множества других. В частности, Олег Чухонцев стал третьим лауреатом национальной литературной премии Поэт (2007).

  • "Музейно-выставочный комплекс "Княжий Двор"

8 (49643) 5-03-89

142541, Московская область, Павлово — Посадский район, поселок Большие Дворы, ул. Маяковского, дом 130